125Х41

О необходимости государственной поддержки международного образования в России



Развитие образовательной системы в России требует в настоящее время значительных усилий не только самой образовательной отрасли, но также посильного вклада всего общества и активной поддержки со стороны государства. Необходимость объединения общественных и государственных усилий для поддержки развития российского образования вытекает из особенностей современной ситуации, когда российское образование не в полной мере отвечает запросам современного мира, характеризующегося открытостью и процессами глобализации.

Потенциально и исторически одна из самых эффективных образовательных систем, российская система в настоящее время находится на периферии процесса мировой педагогической интеграции и связанного с этим роста образовательных возможностей отдельного человека. Сегодня необходимым условием конкурентоспособности российского образования на мировой арене является постоянный анализ ведущих мировых педагогических образцов, критическое осмысление и сопоставление собственной практики и практики наиболее эффективных международных и национальных образовательных систем. Результатом подобного осмысления и сопоставления должно стать возникновение и организационное оформление особого типа образования в России – «российского международного образования». Цели и ценности подобного образования ясны – это воспитание и образование граждан России, способных эффективно действовать, работать и учиться в любой точке земного шара, на равных конкурируя со специалистами из развитых стран.

Актуальность поддержки мер по развитию отечественных международных школ именно на территории России обусловлена рядом тенденций, которые в целом можно охарактеризовать как отток российского капитала и человеческих ресурсов в зарубежные образовательные институты. В целом, на состоянии российского образования сказываются следующие обстоятельства:

Во-первых, на неудовлетворительное положение дел в образовательной отрасли непосредственно влияет общая социально-экономическая ситуация в российском обществе: не менее четверти обучающихся в школе детей высших российских чиновников и бизнесменов отправляются родителями для получения среднего образования за рубеж. По примерным подсчётам, количество детей, обучающихся в зарубежных негосударственных школах составляет величину, сопоставимую с количеством детей, обучающихся в отечественных негосударственных школах  — т.е. примерно 20 тыс. детей. Причем, по данным различных опросов не менее 70 % из обучающихся в зарубежных школах детей не планируют возвращаться в Россию.

Более того, к настоящему времени уже появилась заметная прослойка детей высших российских чиновников и бизнесменов, которые родились на Западе (и, соответственно, имеют иностранное гражданство по месту рождения), получили начальное или среднее образование на Западе и говорят даже с собственными родителями на разных, в прямом и переносном смысле, языках.

Это явление по аналогии с «бегством капитала» можно назвать «бегством власти» или «бегством элиты», поскольку в результате вывоза детей за рубеж для получения образования нарушается воспроизводство национальной элиты и организуется разделение семей элиты по месту проживания. Также следует отметить, что одновременно через оплату образования зарубежным школам происходит и вывоз капитала из России.

Таким образом, налицо опасный раскол российской элиты на две категории: вненациональная элита, чьи дети обучаются за рубежом и нередко получают иностранное гражданство  и элита, чьи дети обучаются в Российской Федерации и которая в стратегическом плане определяет себя как национальная элита. В качестве образца национально-ориентированного поведения элиты выступает сам Президент Российской Федерации В.В. Путин, дочери которого учатся в школах Российской Федерации.

Очевидно, что остановить «бегство элит» в зарубежные образовательные учреждения возможно только при условии наличия в России школ, которые во всех отношениях ничем не хуже самых лучших зарубежных международных и национальных школ. При этом в качестве веского аргумента в защиту получения образования на территории России выступает значительная (до 2-3 раз) экономия средств, затрачиваемых на обучение, по сравнению с оплатой аналогичных учебных программ за рубежом.

Во-вторых, в настоящее время в российском образовании всех ступеней наблюдается системное снижение качества образования. Мы уже почти потеряли нашу знаменитую «советскую» школу и не создали пока никакой не то что более сильной, но даже и равноценной российской системы. Для восстановления и развития новой российской школы необходимо создание сети образцовых школ с образованием мирового качества, поскольку образование в России всегда организуется в творческом сопоставлении с лучшими мировыми образцами. Создание сети российских международных школ могло бы выступить таким прообразом новой российской школы, опыт которой надо будет доводить до системы и помогать через опережающее развитие всем регионам России, стране в целом.

В-третьих, предпосылкой для повышения престижа российского образования как в самой России, так и во всем мире, является по-прежнему положительная оценка отдельных отраслей российского образования, получивших развитие в советский период. Российское образование пока еще остается популярным в странах “третьего мира”, благодаря 40-летней традиции подготовки национальных кадров для развивающихся стран и тому факту, что большинство выпускников бывших советских вузов занимает высокие позиции в социальной иерархии своих стран. Оно пользуется спросом также в группе новых индустриальных стран в силу своей умеренной стоимости при удовлетворительном качестве. В настоящее время возрастает интерес к получению российского образования в странах ближнего зарубежья.

Сегодня в области высшего образования наиболее востребованы естественно — научные специальности, из которых особенно следует выделить медицинские (популярны в странах Юго-Восточной Азии), а также программирование, информационные и коммуникационные технологии; специальности технологического профиля, связанные с технологиями ВПК; гуманитарные и педагогические специальности (история, филология, изучение русского языка как иностранного).

Все это создает предпосылки для организации экспорта российского образования не только в страны третьего мира, но и в ведущие мировые державы. Экспорт образовательных услуг возможен в следующих основных формах:

  • обучение иностранных граждан в российских образовательных учреждениях на территории России, в том числе в российских международных школах;
  • обучение в зарубежных совместных образовательных учреждениях РФ и других стран, а также в филиалах российских вузов за рубежом;
  • образовательный консалтинг (консультирование по вопросам разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов).

В-четвертых, поддержка создания сети российских международных школ позволит привлечь к общему делу развития российского образования важный ресурс — 92 школы МИДа за рубежом. Эта сеть российских международных учреждений обладает уникальным опытом организации образования мирового качества в реальном соревновании и даже конкуренции со школами стран пребывания. И этот опыт может и должен быть использован на благо российского образования в целом.

Следует иметь в виду, что школы МИД и другие учебные заведения РФ за рубежом (филиалы, совместные образовательные учреждения с другими странами, подготовительные факультеты) не смогут заметно увеличить доходность экспорта российского образования, но кроме своих основных функций (как образовательные учреждения) явятся заметным фактором влияния и могут выполнять функции представительств (набор студентов в вузы РФ), также, опираясь на эту инфраструктуру, можно продумывать пути и формы широкой рекламы российского образования за рубежом.

В целях предотвращения явления «бегства элиты» и формирования посредством зарубежного международного образования вненациональной элиты и постепенной переориентации российской элиты на обеспечение образования своим детям на территории России, а также в целях системного повышения качества общего образования и организации современной экономики общего образования необходимо опережающее развитие российского международного образования и создание общественно-государственной системы поддержки российских международных школ. При этом развитие российского международного образования ни в коем случае не предполагает курса на закрытость российского образования. Наоборот, только через создание системы российского международного образования, которая будет гарантированно обеспечивать конвертируемое образование мирового качества, впервые становится возможным систематическое изучение и оценивание зарубежных образовательных программ, преодоление расщепления образования на местное («туземное») и  зарубежное («лучшее»). Становится возможной реализация курса на открытость российского образования и его интеграцию в мировое образовательное пространство. Характерно, что проблема создания российского международного образования и российской международной школы похожа на ситуацию в других странах, которые в условиях глобализации приходят к необходимости создавать международные школы на национальной основе, т.е. национальные международные школы.

Реализация важнейшей государственной задачи — создание системы качественных отечественных международных школ  на территории Российской Федерации — позволит осуществить интеграцию  России в  мировое  образовательное  пространство на уровне общего образования  и  создания   для российской элиты  возможности  учить своих детей на территории России. В итоге, развитое российское международное образование должно обеспечивать своего рода «импортозамещение» нероссийского международного образования, а со временем и экспорт нового российского образования для обучения нероссийских граждан в зарубежных странах. Правильная организация импорта и экспорта образования в интересах формирования национально мыслящей элиты — вот то большое государственное дело, которое требует государственной поддержки.

В настоящее время лучшими российскими школами уже накоплен первый опыт организации конвертируемого образования. В январе этого года была открыта первая Российская Международная Школа, которая создана исключительно в целях практической отработки содержания российского международного образования.

Создаваемая система российских международных школ сможет добиться следующих целей:

  • Предотвратить «утечку мозгов» за рубеж за счет предоставления образования мирового уровня на территории России.
  • Противостоять «бегству элиты» и «бегству капитала» за рубеж, способствовать воспроизводству национальной элиты.
  • Способствовать созданию модели международного образования на национальной, российской основе.
  • Способствовать восстановлению престижа российской и советской школы в лице новой российской школы в России и во всем мире.
  • Способствовать притоку иностранных учащихся в российские общеобразовательные и высшие учебные заведения.

В ходе достижения этих целей предполагается выполнение следующих задач:

  • Содействие предоставлению образования мирового качества детям российских и иностранных граждан.
  • Создание и обеспечение функционирования единой сети российских международных школ.
  • Привлечение дополнительных инвестиций в образование из внебюджетных источников.
  • Ориентация родителей и родственников обучающихся на образование мирового качества именно на территории Российской Федерации.
  • Возрождение статуса русского языка как средства международного общения.
  • Наряду с российской образовательной программой поддержка реализации международных образовательных программ и ряда зарубежных национальных образовательных программ в российских школах.
  • Систематическое изучение и оценивание зарубежных образовательных программ, преодоление расщепления образования на местное («туземное») и  зарубежное («лучшее»). Разработка механизмов внедрения современных  мировых педагогических технологий в отечественное образование.
  • Придание «товарного вида» наиболее эффективным отечественным педагогическим технологиям, с целью их «экспорта» в мировое образовательное сообщество.
  • Подготовка будущих выпускников российских международных школ к жизни и деятельности в современном сложном и постоянно меняющемся мире. Формирование у учащихся сети РМШ общеобразовательных способностей, которые обеспечат их успешность в будущей учебной и профессиональной деятельности в любой точке земного шара. Использование технологий развивающего образования в формировании системы ценностей, установок, морально-нравственных качеств учащихся сети РМШ.
  • Организация системы международной аттестации выпускников сети РМШ, создание практического механизма сопоставления результатов обучения.
  • Поддержка педагогических мер по формированию у учащихся сети РМШ особого типа мышления и сознания, характеризующихся многомерностью и объемностью, когда современный человек, осознавая себя гражданином своей страны, в то же время становится носителем мировой культуры, активным субъектом процессов глобального развития.
  • Повышение конкурентоспособности выпускников сети РМШ в международном многонациональном и многокультурном сообществе за счет их лингвистической компетентности.
  • Поддержка мер по вхождению российского образования в международное образовательное информационное пространство. Обеспечение учащимся и педагогам доступа к информационным ресурсам и технологиям, формирование культуры гражданина современного постиндустриального информационного общества.
  • Работа по экспорту российского образования и российских ценностей для представителей элит среди наших соотечественников в странах СНГ и в дальнем зарубежье, а также среди представителей иностранной нерусскоязычной элиты. Создание эффективно действующей сети центров образования РФ за рубежом (в том числе на базе уже имеющихся культурных центров).
  • Проведение аналитических и маркетинговых исследований мирового рынка образовательных услуг.
  • Организация работы маркетинговой службы в международном среднем и высшем образовании. Анализ и удовлетворение социальный заказ на образование. Организация фонда международных образовательных программ.
  • Обеспечение кадрового сопровождения программ международного образования в России. Подготовка и переподготовка кадров в области российского международного образования.
  • Организация системы научно-методического обеспечения сети российских международных школ.
  • Отработка механизмов функционирования новых, обусловленных спецификой международного образования, «организационных единиц» и новых профессиональных позиций в структуре средних и высших учебных заведений в России.

Цели и задачи системы российских международных школ реализованы в ходе работы по следующим практическим направлениям:

  • Разработка методического инструментария российской международной школы;
  • Создание сети российских международных школ;
  • Организация интернет-портала «Российская международная школа», разработка новых форм организации образования на основе информационных технологий;
  • Проведение «Мирового образовательного форума» с участием международных школ всего мира;
  • Издание серии информационных и дидактических материалов «Международное образование в России»;
  • Создание в структуре Фонда консалтингового центра «Международное образование в России»;
  • Отработка элементов российской международной школы на базе российской образовательной инфраструктуры за рубежом.

Капитонов А.Н.

Канд. психол. наук,

директор Института развития Российской международной школы

 

Крупнов Ю.В.

Председатель общественного движения «Партия России»