
Конвертируемое образование в Российской международной школе
Конвертируемое образование в Российской международной школе
Интернет – портал «Международное образование», 05.04.2003
Появление в России школы, дающей образование мирового уровня, закономерно. Это — ответ на запросы тех родителей, которые хотят, чтобы их дети получили международное образование, не покидая той страны, где родились. Дети иностранных граждан также получают возможность продолжить обучение в России по знакомым программам. Российская международная школа принимает детей разного гражданства и реализует учебные программы, признанные во всем мире. Пройдя обучение в Российской международной школе, молодые люди получают возможность продолжить образование в любом из ведущих университетов мира и со временем занять достойное место в политической, деловой, общественной и культурной элите мирового сообщества.
РМШ была создана при непосредственном участии руководства и педагогического коллектива элитной московской школы «Премьер», которая в течение нескольких последних лет является эталоном качества нового российского образования. Сотрудничество РМШ со школой «Премьер» — это гарантия качества организационной, методической и педагогической работы. Школу также поддерживает Министерство образования Российской Федерации. Представители министерства предложили школе стать федеральной экспериментальной площадкой в сфере российского международного образования.
Образовательная программа школы соответствует мировым стандартам и предоставляет учащимся возможность продолжения образования или трудовой деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Понятие «Международная школа» непосредственно связано с понятием «международное образование», что подразумевает соблюдение следующих принципов организации учебного процесса:
— формирование функциональной грамотности – приобретение знаний, умений, способностей, необходимых для жизни и деятельности в мировом сообществе;
— формирование навыков рефлексивной самоорганизации – способность личности самостоятельно организовывать собственную познавательную деятельность в условиях стремительно меняющихся технологий, стандартов, информационных ресурсов, условий профессиональной деятельности;
— воспитание гуманистических начал личности – бережное и уважительное отношение к менталитету каждого народа и окружающему миру, уважение прав человека независимо от цвета кожи и вероисповедания;
— воспитание гражданской позиции – формирование правосознания, уважения к закону, чувства ответственности за сохранение и преумножение национальной и общечеловеческой культуры.
Российская международная школа видит свою задачу в расширении интернационального сотрудничества учащихся и учителей разных стран. С этой целью разрабатываются программы обменов, двусторонних контактов с международными школами других стран, участия в международных форумах и семинарах как для учеников, так и для педагогов.
Интеграция предметов и информационных ресурсов внутри школы является моделью интеграции субъектов современного мирового сообщества. Поэтому наши выпускники, вступающие в большую жизнь, изначально обладают мышлением мирового масштаба, способны использовать в своей дальнейшей деятельности информационные и организационные ресурсы, существующие не в отдельной стране, а во всем мире, преодолевая языковые барьеры и учитывая культурные различия между народами разных стран.
Вариативность «образовательных пакетов»
Школа включает три отделения – российское, британское, Междунарожный Бакалавриат, основание которых составляет единая образовательная концепция. В то же время каждое из отделений предлагает собственное содержание образования:
— Российское отделение предоставляет возможность российским и иностранным гражданам получить качественное образование в соответствии с Московским базисным планом и достичь реальной билингвальности уже на ранних этапах обучения за счет углубленного изучения английского языка, ведения на языке внеурочной деятельности, создания в школе языковой среды. Выпускники российского отделения получают аттестат государственного образца.
— Британское отделение работает по программе, составленной на основе British National Curriculum (Британская национальная программа), в рамках которой учащиеся готовятся к сдаче экзаменов о среднем образовании (GCSE), и экзамена на A-level, проводимого при содействии британского колледжа Concord и дающего право на поступление в зарубежные университеты и колледжи. Это стандартный для Великобритании курс, успешное завершение которого открывает двери в такие британские вузы, как Oxford, Cambridge, London School of Economics, University of Warwick. На британском отделении могут обучаться как российские, так и иностранные граждане.
Отделение Международного Бакалавриата работает по программам, разработанным организацией International Baccalaureate, являющейся международной неправительственной организацией. Международный бакалавриат – предуниверситетская программа, прошедшая испытание временем – она существует уже более 36 лет. Это единственная широко признанная в мире система международного довузовского образования. Диплом IB признается ведущими университетами мира, что дает его обладателю право поступить в любой из них без вступительных экзаменов. В программах IB аккумулировано все лучшее, что было накоплено образовательной практикой разных стран мира. Каждые пять лет программы обновляются. Учебные планы IB разработаны таким образом, чтобы максимально продуктивно взаимодействовать с программами той страны, где они реализуются, в результате чего IB не подменяет национальную систему образования, а дополняет и обогащает ее, способствуя сохранению и преумножению достижений отечественной школы.
Конвертируемое образование – как ноу-хау РМШ
Отличительной особенностью нашей школы является работа в идеологии конвертируемого образования. Этот термин наиболее точно отражает специфику образовательного процесса в РМШ. Что означает для нас «конвертируемость» образования, которое дети получают в нашей школе?
Конвертируемое – значит двойное образование. Наши учащиеся получают два образования, подтверждаемые соответствующими сертификатами, за тот же период, за который обычные школы дают одно образование.
Стандарт конвертируемого образования — это стандарт сопоставительный. Качество образования определяется для нас не набором знаний, умений и навыков, а сопоставлением и сравнением двух образовательных стандартов – Российского и международного. Российский стандарт представлен наиболее продвинутыми программами МКО в рамках концепции «Столичного образования». Качество международного стандарта задается образовательными программами Международного бакалавриата и британского «золотого стандарта образования» A-level. Работая в различных системах, мы выбираем все лучшее, что в них есть, для того, чтобы обеспечить нашим учащимся свободный переход из одной системы в другую.
Конвертируемое образование – максимально мобильное. Наличие нескольких образовательных стандартов позволяет нам выстраивать персональные трассы развития каждого ребенка, обеспечивает гибкость и мобильность движения учащихся в учебной программе школы. Им предоставляется возможность выбора из набора учебных предметов, с одной стороны, а с другой – из различных форм обучения. Наш основной принцип – обеспечение максимальной вариативности предоставляемых образовательных услуг с учетом интересов и склонностей каждого учащегося, его планов поступления в конкретный вуз. Отвечая на индивидуальные образовательные запросы, школа строит и перестраивает саму себя, а не переделывает под себя ребенка.
Конвертируемое образование – несомненно элитное образование. Обучение в международной школе предполагает введение ребенка в разнообразные элитные формы общения. В нашей школе мы учим детей осуществлять дипломатическую деятельность, вести переговоры, участвовать и побеждать в дискуссиях любого уровня, управлять командной работой, определять направление и стратегию корпоративного движения. Для развития таких умений используются разнообразные тренинги, организационно — деятельностные игры, деловые игры и другие формы активного обучения.
Конвертируемое образование – это образование члена информационного общества. Особое внимание мы уделяем освоению учащимися современных информационных технологий. В школе создана внутренняя компьютерная сеть, образующая единое информационное поле, с выходом в Интернет. Использование вычислительных, мультимедийных и коммуникационных возможностей компьютера является обязательным условием преподавания большинства предметов.
Конвертируемое образование предполагает гибкую систему оценки. Мы считаем, что нет слабых учащихся, а есть слабая и несовершенная система оценки. Для внутренней аттестации качества образования учащихся мы используем критериальный подход. Эта система оценивания является альтернативой широко распространенному в настоящее время нормативному подходу, в рамках которого результаты обучения сравниваются с официально утвержденным стандартом и оцениваются в баллах, например, по пятибалльной шкале. Известно, что балльная система оценки основывается на количественных показателях и по сути не отражает реального уровня развития ребенка. Применение критериального подхода в оценке результатов учения позволяет преодолеть несоответствие между качественными характеристиками образования и количественными методами их фиксации.
Информатизация образования в РМШ
Существенной частью учебного процесса в Международной школе является освоение учащимися современных информационных технологий. В школе создана внутренняя компьютерная сеть, образующая единое информационное поле, с выходом в Интернет. Использование вычислительных, мультимедийных и коммуникационных возможностей компьютера является обязательным условием преподавания большинства предметов. Уроки компьютерной грамотности начинаются с дошкольного периода, учащиеся свободно работают в компьютерном центре школы, для чего используются разнообразные обучающие программы.
Компьютеризация коснулась не только самого образовательного процесса, но и его мониторинга, контроля и развития. Рабочие места учителей оснащены компьютерами со специальными программами и базами данных, возможности компьютера широко используются при разработке учебных программ. В библиотеке школы используются информационные системы, позволяющие автоматизировать учет библиотечного фонда, поиск информации, создавать оригинальные информационные ресурсы.
Перспективы выпускников
Выпускники Российской международной школы обладают высокой конкурентоспособностью в современном обществе, поскольку опираются на следующие преимущества международного образования:
- по окончании средней школы выпускник имеет возможность получить два аттестата – российский и международный, что дает ему возможность поступать не только в российские ВУЗ’ы но и в большинство зарубежных университетов и колледжей;
- сертификаты международного образца – International Baccalaureate и A-level дают вчерашним школьникам возможность обрести финансовую независимость, начав свою карьеру в солидных российских и европейских компаниях;
- общение в интернациональном коллективе и обучение по международным программам позволяет использовать иностранный язык как средство коммуникации за границей и в будущей работе, создать серьезную базу для дальнейшего изучения иностранного языка. Погружение в языковую среду и культуру иноязычной нации способствует развитию разговорных навыков, расширяет словарный запас, помогает освоить грамматику, преодолеть психологические барьеры в общении с носителями языка;
- учащиеся и педагоги получают доступ к международным образовательным программам, развиваются в русле актуальных проблем и тенденций современного мирового образования;
- для тех учащихся, кто собирается продолжить образование в российских вузах, обучение по программам IB и A-level представляет не меньший интерес, чем для будущих студентов заграничных университетов и колледжей. Ведь программы IB по сути соответствуют образовательным стандартам Российской Федерации и являются по сути «конвертируемой» моделью современного российского образования. Это понимают в ведущих российских вузах, которые приравнивают сдачу экзаменов по международным сертификатам к вступительным экзаменам.
Повышение квалификации
Повышение квалификации педагогов филиала РМШ осуществляется по следующим направлениям:
— оценивание учащихся на основе разрабатываемых критериев, использование самооценивания на уроках;
— методическое обеспечение формирования общеучебных умений и навыков;
— технологии проектной деятельности;
— деятельностное содержание образования;
— использование форм активного обучения;
— реализация технологий личностно-ориентированного образования, средства обеспечения вариативного образования.
Антон Капитонов
Канд. психол. наук,
директор Института развития Российской международной школы