pblk_18_mg

Как учиться эффективно



Некоторые периоды в карьере современного человека характеризуются повышенными интеллектуальными нагрузками. Это периоды обучения в старших классах общеобразовательной школы, обучения на подготовительных курсах в вузе, время обучения на первых курсах вуза, освоения новой профессии. Для всех этих периодов характерен дидактогенный стресс как следствие неготовности учащегося к увеличенному объему учебных нагрузок.

Отчасти это вызвано тем обстоятельством, что среди многих педагогов распространено убеждение, что за формирование общеучебных навыков должна отвечать средняя школа, а в старшей школе, на подготовительных курсах и тем более в вузе должно идти изучение специализированных предметов. В результате уже взрослые учащиеся используют примитивные способы учебной работы, которые сложились у них еще в средней школе на простом учебном материале, в то время как объем и сложность учебной информации, которую им приходится усваивать, многократно возросли.

В информационном обществе выдвигаются новые требования к качеству образования. Оно определяется не только качеством получаемых студентами знаний. Не менее важным для современного учащегося становится владение способами добывания знаний. Сегодня «качественное образование» — это образование, выпускающее в общество «способных учеников» — людей, владеющих способами самостоятельного добывания знаний.

Система профессионального рынка труда в настоящее время ориентирована на оценку не только узкоспециальных, но и общих навыков специалистов. При этом одним из наиболее важных характеристик специалиста является его «обучаемость».

В отечественной педагогике формирование общеучебных навыков традиционно осуществляется на предметном материале. При этом знание предметного материала является основным критерием качества образования. Поэтому «обученность (владение знаниями)» как результат образовательного процесса идет впереди «обучаемости (владения способами добывания знаний)». Очевидно, что такие приоритеты в системе образования противоречат требованиям к качеству подготовки современного специалиста.

Курс «Технологии самостоятельной учебной работы (Как учиться эффективно)»

Для повышения качества подготовки абитуриентов к поступлению в вуз и к дальнейшему обучению не только в вузе, но и в период профессиональной деятельности, в 2003–2004 учебном году на подготовительных курсах МГППУ был введен и апробирован развивающий курс «Технологии самостоятельной учебной работы (Как учиться эффективно)».

Курс является надпредметным, поэтому его основное содержание составляют способы и средства учебной работы. Практические занятия проводятся в режиме «освоения» способов учебной работы и их применения на различном предметном материале.

Задачи курса

Формирование представлений о специфике учебной работы. [Форма занятий – лекции] Предметом изучения становится является учебная деятельность. У учащихся формируются представления о следующих аспектах учебной работы:

  • основные типы стратегий в учении;
  • структура учебного умения;
  • общие и частные учебные умения;
  • что такое «стратегия» и что такое «прием»;
  • «навык» и «знание» — отличие одного от другого;
  • отличие обычного подхода к учению и «инструментального» (с применением стратегий и приемов);
  • психологические закономерности усвоения учебного материала.

Формирование представлений о специфике индивидуальной учебной работы. [Форма занятий – компьютерная диагностика, анкетирование]. Но одних только представлений  об общих закономерностях познавательной деятельности недостаточно для эффективного освоения способов учебной работы. Эти закономерности учащиеся должны примерить на себя, «пропустить» их через себя. Минимальные представления, которые учащийся должен получить о себе, это:

  • биологические часы;
  • ведущая репрезентативная система;
  • познавательный (когнитивный) стиль;
  • доминирующие мотивы в учении;
  • тип темперамента.

Мотивация абитуриентов на усвоение способов самостоятельной учебной работы. Предметом работы в этой части курса являются:

  • способы самоорганизации;
  • определение уровня притязаний;
  • планирование времени;
  • диагностика индивидуальных особенностей учебной работы.

Участие в занятиях по этой тематике является необходимым условием осознанного и адекватного отношения абитуриентов к тому, что они изучают на практических занятиях. [Форма занятий – социально-психологический тренинг, ролевая игра].

Освоение способов самостоятельной учебной работы. Для повышения эффективности учащимся необходимо овладеть соответствующими способами самостоятельной учебной работы. Наиболее полно эти способы реализуются в работе с учебным текстом. Но для того, чтобы успешно работать с учебным текстом, необходимо сначала привести в стройную систему сложившиеся навыки логического мышления. К числу наиболее значимых логических навыков относятся следующие:

  • выделение существенных признаков понятия;
  • установление отношений между понятиями;
  • классификация;
  • сравнение.

Сформированность этих навыков является предпосылкой для овладения следующими способами работы с учебным текстом:

  • определение темы и главной мысли в тексте;
  • определение смысловой модели учебного текста;
  • конспектирование учебного текста;
  • просмотровое чтение учебного текста;
  • составление плана учебного текста;
  • постановка вопросов к тексту;
  • запоминание логически не связанной информации в учебном тексте.

Можно видеть, что освоение логических умений предшествует освоению способов работы с учебным текстом. Но в целом можно утверждать, что в курсе представлена система взаимосвязанных умений, которые нужно осваивать в комплексе. [Форма занятий – практикум]

Результат обучения по курсу

Результатом обучения студентов по данному курсу является формирование у них позиции «учащегося», которая предполагает активное использование выработанных в культуре способов самостоятельной учебной работы. Абитуриенты начинают задумываться  о том, насколько рационально они организуют собственное учение. Так, проведенное в конце цикла практических  занятий анкетирование показало рост осознания абитуриентами внутренних факторов, влияющих на эффективность учебной работы.

Также обучение по данному курсу создает предпосылки для формирования у абитуриентов индивидуальных стратегий учения. Наличие у абитуриента такой стратегии позволяет ему более гибко решать учебные задачи, свести к минимуму «зубрежку» при подготовке к экзаменам, учиться рационально и эффективно.

Антон Капитонов