pblk_21_do

Проектная и исследовательская деятельность учащихся в международной школе



Развитие мыслящего человека невозможно без его живого, активного интереса к окружающему миру, поэтому формирование навыков исследовательской деятельности и способности самостоятельно ставить вопросы и находить на них ответы является одной из наиболее важных педагогических задач. Несмотря на природную естественность такого качества личности, как «любознательность», направляющего познавательную активность человека, формирование навыков проектной и исследовательской деятельности требует применения специальных педагогических технологий, основанных на понимании особенностей личности на разных возрастных этапах ее развития.

В международной школе формирование навыков проектной и исследовательской деятельности осуществляется в рамках трех учебных программ, разработанных организацией Международного Бакалавриата (International Baccalaureate Organization – IBO),  последовательно охватывающих все этапы обучения: начальную, среднюю и старшую школу.

Программа Начальной школы Международного Бакалавриата (Primary Years Program – IBPYP) рассчитана на детей 5-11 лет. Принцип организации учебного материала в PYP предполагает, что дети с самого начала обучения выступают в роли исследователей. Естественной предпосылкой организации исследовательской деятельности в начальной школе является любознательность, тяга ко всему неизвестному, присущие детям этого возраста. Обучение строится вокруг основных вопросов, которые может задать ребенок, пытаясь понять окружающий мир и свое место в нем. В число основных вопросов входят: «Кто мы?», «Как мы организуем себя?», «Где мы во времени и пространстве?», «Как мы выражаем себя?», «Как нам распорядиться нашей планетой?», «Как устроен мир вокруг нас?». В процессе поиска ответов на эти вопросы у детей формируются основные понятия и общеучебные навыки, необходимые для дальнейшей проектной и исследовательской деятельности.

Основные понятия, на формирование которых нацелена программа PYP:

«Форма» — (На что это похоже?);

«Функция» — (Как это работает?);

«Причинность» — (Почему это так?);

«Изменения» — (Как это меняется?);

«Связи» — (Как это связано с другими вещами?);

«Позиция» — (Какие есть точки зрения?);

«Ответственность» — (За что мы в ответе?);

«Рефлексия» — (Как мы познаем?).

К числу основных общеучебных навыков, которые формируются у учащихся в ходе обучения по программе PYP, можно отнести навыки исследовательской деятельности и коммуникации. Сформированность этих навыков создает предпосылки для продолжения проектно-исследовательской деятельности в средней школе.

Организация проектно-исследовательской деятельности на средней ступени происходит в рамках программы Международного Бакалавриата Middle Years Program (IBMYP). Отличительная черта данной программы – направленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Одним из основных средств достижения этих целей является выполнение каждым учащимся в течение учебного года Персонального проекта (Personal Project). Проект как особая форма учебной работы есть целенаправленное действие учащегося, совершаемое в специально организованных педагогом, «лабораторных» условиях. Ребенку дается возможность действовать самостоятельно, получить реальный результат, продукт, попробовать себя в различных видах деятельности. В большинстве случаев Персональный проект принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта учащиеся могут выполнить его и другими способами (письменное исследование, учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству). Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:

  1. наличие социально или личностно значимой проблемы;
  2. наличие конкретного социального адресата проекта;
  3. это должна быть самостоятельная, индивидуальная работа учащегося.

Выполнение Персонального проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.

По завершении реализации проекта происходит презентация продукта (защита проекта), учащийся отчитывается о ходе выполнения своего плана, анализируя, насколько реальная деятельность соответствовала запланированной, фиксирует возникшие в ходе работы проблемы и свои способы их решения.

Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах преподавателей и методистов, работающих по программам Международного Бакалавриата. Характерно, что из восьми критериев, по которым оценивается проект, семь описывают процесс работы над проектом и только один – собственно продукт. Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Широко распространено самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.

Характерной особенностью организации учебного материала в программе MYP является направленность на целостность обучения и интеграцию предметного содержания. Для практической реализации этой направленности разработан механизм, являющийся  уникальной характеристикой программы – «области взаимодействия». Их пять:  1) Подходы к учению; 2) Человек-творец; 3) Здоровье и социальное образование; 4) Окружающая среда; 5) Служение обществу.

Особое место в программе MYP занимает область взаимодействия «Подходы к учению» (Approaches to Learning — ATL), основной целью которой является помощь в формировании исследовательских и общеучебных навыков. Перенося внимание учащегося собственно с содержания предметов на процессы познания постижения нового, с вопроса «Что?» на вопрос «Как?», учитель тем самым активизирует механизмы саморазвития ребенка, способствует его переходу с позиции «обучаемого», на позицию «учащегося», самостоятельного «исследователя». Содержательное наполнение занятий по «Подходам к учению» зависит от возраста учащихся. В 6-7 классах это простые техники, игры, тренинги. Например, обучение работе на маленьких листочках или тренинги на групповое взаимодействие. В 8-9 вводятся элементы методологического подхода, проблематизируются смысл и ценности учебной деятельности. В последний год обучения в IBMYP на занятиях по ATL особое внимание уделяется теории проектирования и методической помощи в работе над Персональным проектом. Кроме того, существенным компонентом занятий является рефлексия учащимися собственного опыта, приобретенного за все время обучения в средней школе.

Программа Международного Бакалавриата старшей школы IB Diploma Program ориентированна на молодых людей в возрасте 16-18 лет, стремящихся к продолжению образования в Вузе и имеющих высокую мотивацию к учению.

Базовым элементом дипломной программы является курс Теории познания (Theory Of Knowledge – TOK), который является логическим продолжением области взаимодействия «Подходы к учению». Основной целью курса «Теории познания» является формирование критического мышления и навыка рефлексии, которые являются основными условиями проведения самостоятельной исследовательской работы. ТОК заставляет студентов задуматься об основах человеческих знаний, позволяет им получить представление о влиянии субъективных, политических и идеологических факторов на структуру знания, сформировать собственный способ мышления, основанный на анализе данных и выраженный в рациональных аргументах. Будучи ключевым элементом программы, этот курс должен формировать подход к учению, выходящий за пределы академических предметов, объединяющий их и способствующий осознанию и предвосхищению других составляющих культуры.

Учащиеся, работающие в программе МБ старшей школы, должны также выполнить дипломную работу (Extended Essay). Данный вид работы позволяет им под руководством учителя провести самостоятельное исследование по интересующей их теме и представить их результаты в письменной форме, что характерно для работ студентов высших учебных заведений. Этот вид деятельности позволяет молодым людям попробовать и определить свои возможности в исследовательской работе, приобрести навыки, необходимые для ведения серьезной исследовательской и научной работы после окончания школы.