sup

Не роскошь, но средство



Одна из стратегических целей ОАО «РЖД» – научить руководителей заниматься собственным развитием и максимально эффективно управлять развитием своих подчиненных. Для этого компания в течение двух лет создавала систему обучения менеджеров всех уровней. Итогом проекта стало открытие корпоративного университета 1 июля 2010 г.

Решение о создании Корпоративного университета

 

Решение о создании корпоративного университета (КУ) было принято руководством компании в разгар финансового кризиса, когда объемы бизнеса уменьшались, и любые вложения в персонал требовали предельной осторожности. Однако руководство холдинга даже в экономически сложный период ориентировалось не только на внешние условия (в этом случае университет вряд ли начал бы свою работу), но и на долгосрочные цели, одной из которых было реформирование системы управления ОАО «РЖД» через развитие менеджмента компании.

Справка о компании. Хозяйственная деятельность ОАО «РЖД» началась в октябре 2003 г. (железным дорогам России в 2007 г. исполнилось 170 лет). Филиалы ОАО «РЖД» разделяются по функциональным признакам: 17 региональных железных дорог и 141 функциональный филиал. На базе филиалов создано 120 дочерних и зависимых обществ. Зарубежные представительства ОАО «РЖД» функционируют в 10 странах мира. В штате компании работает более 1300 тыс. человек.

За долгие годы существования компании в ней укоренился достаточно жесткий и авторитарный стиль руководства, основанный на принципе: «результат любой ценой» (это обусловлено историей развития железнодорожного сообщения в России). Однако современный бизнес требует от менеджеров иного подхода к управлению, основанного на проявлении лидерских качеств. Для формирования у глав подразделений ОАО «РЖД» демократического стиля руководства, отвечающего новым реалиям рынка, был создан корпоративный университет. С его помощью компания реализует ряд долгосрочных целевых программ, позволяющих менеджерам и резервистам сделать качественный «скачок» в развитии своих лидерских компетенций. Сопутствующие задачи КУ – систематизация всей проводимой в холдинге работы по обучению персонала, а также поддержка реализуемых изменений.

 

Аудит системы обучения

Появлению КУ предшествовала продолжительная подготовка, первым этапом которой стал аудит всей деятельности ОАО «РЖД» в области обучения и развития персонала. Для его проведения была создана рабочая группа, в которую вошли представители департамента управления персоналом и эксперты консалтинговой компании.

По итогам аудита выяснилось, что хотя в рамках холдинга и проводится значительное число мероприятий по обучению и развитию персонала (за год в них участвовало порядка 280 тыс. человек), им не хватает системности (особенно в отношении топ-менеджеров):

  1. Отсутствует единая для всей компании система категорий работников. В «РЖД» используется 8 разных способов категоризации, из-за чего возникает путаница. Например, один сотрудник может учиться слишком много, а другой не участвовать ни в одной из программ, т.к. первый попадает сразу в несколько категорий, а второй не относится ни к какой.
  2. Отсутствует единая модель корпоративных компетенций, которая во всех ведущих компаниях служит основой любых процессов, связанных с оценкой, обучением и развитием сотрудников.
  3. Нет ясной системы оценки эффективности мероприятий по развитию и обучению.

 

Разработка концепции и проекта

За аудитом последовала разработка Концепции создания корпоративного университета. В этом документе определены:

  1. Базовая идеология КУ. В соответствии с ней программы обучения в университете ориентированы на развитие управленческих навыков.
  2. Целевые категории участников обучения, которые позволяют планировать процесс подготовки руководителей:
  • топ-менеджеры (вице-президенты, начальники дорог);
  • резервисты на позиции топ-менеджеров;
  • руководители высшего звена (начальники департаментов, управлений, руководители предприятий, филиалов, ДЗО);
  • резервисты на позиции руководителей высшего звена;
  • руководители среднего звена (заместители начальников департаментов, управлений, начальники служб управлений дороги, заместители руководителей филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»);
  • молодежный резерв (перспективные молодые руководители и молодежные лидеры).

Молодежь вынесена в отдельную категорию, поскольку в иерархии должностей представители этой группы находятся ниже, чем все остальные участники программ КУ. Отбор кандидатов на обучение в корпоративном университете проводится Центром молодежных проектов ОАО «РЖД». Молодые перспективные руководители и молодежные лидеры сдают тесты, проходят тренинг по управлению проектами, а затем разрабатывают собственный проект и представляют его на ежегодном Слете молодежи.

 

  1. Структура основных бизнес-процессов.
  2. Основные функции корпоративного университета:
  • оценка персонала;
  • развитие персонала;
  • формирование кадрового резерва;
  • управление знаниями;
  • поддержка изменений.

На следующем этапе рабочая группа подготовила «Проект создания системы дополнительного корпоративного образования руководящего состава ОАО «РЖД». Данный документ содержал конкретные числовые параметры и календарный план деятельности КУ на 1,5 года, бюджет, описание макета организационной структуры, организационно-правовую форму.

 

Подготовка запроса на обучение и развитие

Большинство высших руководителей ОАО «РЖД» имеют за плечами огромный производственный опыт, но в силу специфики предприятия не знакомы с современными технологиями обучения развития персонала, не всегда понимают значимость развития сотрудников работы по развитию сотрудников для достижения производственного результата. Тем не менее, именно эти люди управляют многотысячными коллективами и определяют стратегические направления бизнеса компании. Для вовлечения данной категории руководителей в процесс создания корпоративного университета, формирования у них позиции «заказчика» обучения, основанной на адекватном представлении о целях и задачах КУ, были проведены следующие мероприятия:

  1. Серия индивидуальных встреч и консультаций с 54 ключевыми менеджерами (президентом, вице-президентами, начальниками департаментов). Интервью с высшими руководителями позволили четко определить цели развития, направления работы и основные задачи КУ на ближайшие 1,5 года.
  2. Оценка ключевых менеджеров в формате глубинного VIP-интервью, позволившая определить их наиболее сильные стороны и зоны развития.

Полученная в ходе консультаций информация послужила базой для создания модели корпоративных компетенций, отражающей требования компании к деловым качествам руководителей в контексте актуальных стратегических задач. На основе модели были разработаны оценочные процедуры, программы обучения и методические материалы для перечисленных выше целевых категорий сотрудников.

 

Организация обучения в Корпоративном университете

 

Основные принципы организации работы КУ представлены на схеме:

04

Первый цикл обучения в корпоративном университете охватил порядка 1500 человек (топ-менеджеры и руководители высшего звена, резерв на эти должности, первые руководители и заместители департаментов, филиалов, структурных подразделений и дочерних обществ холдинга, молодежный резерв). Он начался с оценки, которая для каждой целевой группы имела свой формат: для топ-менеджеров и участников резерва на должности этой категории – глубинное интервью с внешним экспертом; для высших руководителей и резерва на эти позиции – стратегическая сессия; для руководителей среднего звена – «центр развития»; для молодежного резерва – стратегическая конференция. Важной составляющей оценочных процедур стала трансляция управленцам и «резервистам» всем участникам программ КУ видеообращения вице-президента по кадрам. В послании говорилось о том, что оценка необходима для определения вектора развития сотрудников и не предназначена для принятия кадровых решений. Также в нем были сформулированы цели и задачи обучения в корпоративном университете.

Сразу после оценочных процедур начались занятия по общим программам университета. Они распределены по трем тематическим блокам (семестрам) продолжительностью по 0,5 года (см. схему) и направлены на формирование эффективных навыков руководства, поскольку именно эти компетенции хуже всего развиты у ключевых топ-менеджеров ОАО «РЖД». Содержание программ представлено в Приложении.

05

При обучении используются принципы преемственности «по вертикали» и «по горизонтали». Первый («по вертикали») подразумевает, что ключевые понятия, заложенные в основу программ для руководителей разных уровней, – одни и те же, отличаются лишь методы подачи материала, масштаб проблем и набор упражнений. Например, способы предоставления «развивающей обратной связи» прорабатываются на занятиях и с топ-менеджерами, и с нижестоящими начальниками, и с молодежными лидерами. Принцип «по горизонтали» предполагает «связанность» семестров. По итогам каждого из них руководители и участники резерва получают практические задания, а каждый следующий этап обучения начинается с «мастерской», на которой актуализируется содержание прошлого семестра, происходит обмен опытом применения освоенных на тренингах навыков и инструментов. Таким образом, благодаря вертикальной и горизонтальной преемственности достигается целостность обучения.

В первом семестре все участники проходят тренинг «Развитие персональной эффективности руководителя», на котором с помощью ведущих-консультантов составляют «Индивидуальный план развития» на 1,5 года. Помимо навыков, «покрываемых» общими программами обучения, он предполагает развитие таких умений, которые значимы для деятельности конкретного руководителя. В течение двух месяцев после тренинга участники время от времени встречаются с методистами КУ, которые в зависимости от успешности выполнения плана рекомендуют те или иные методы развития (коучинг, развитие на рабочем месте и т.д.).

По окончании первого полного цикла обучения будет проведена итоговая оценка, результаты которой покажут прогресс в совершенствовании корпоративных компетенций и значимых управленческих навыков у руководителей.

Второй цикл стартует в начале 2012 г., и с этого момента деятельность университета будет постепенно распространяться на филиалы ОАО «РЖД», охватывая всех линейных менеджеров:

  • руководителей и заместителей руководителей отделов (самостоятельных секторов) департаментов и управлений холдинга «РЖД»;
  • руководителей и заместителей руководителей служб железных дорог;
  • руководителей и заместителей руководителей служб (управлений, отделов) функциональных филиалов и структурных подразделений холдинга «РЖД», имеющих региональные подразделения;
  • руководителей и заместителей руководителей отделов (секторов) функциональных филиалов и структурных подразделений холдинга «РЖД», не имеющих региональных подразделений;
  • руководителей и заместителей руководителей отделов (секторов) отделений железных дорог;
  • руководителей и заместителей руководителей отделов (секторов) региональных подразделений функциональных филиалов и структурных подразделений холдинга «РЖД»;
  • руководителей и заместителей руководителей территориальных предприятий отделений железных дорог;
  • руководителей и заместителей руководителей территориальных предприятий региональных подразделений функциональных филиалов холдинга «РЖД».

Преподавание и разработка программ

На начальном этапе деятельности университета для организации оценочных и обучающих мероприятий привлекались провайдеры. Но уже в ходе первого цикла работы КУ стал проводить набор и подготовку штата внутренних оценщиков и тренеров, которые начиная с 2012 г. будут заниматься массовыми программами оценки и обучения линейных руководителей.

Отметим, что занятия ведут тренеры сразу нескольких компаний-подрядчиков, при этом для КУ предельно важен вопрос качества их работы – в пул преподавателей университета включаются только те, у которых совокупная оценка по анкетам обратной связи от слушателей не ниже 9 баллов по 10-балльной шкале.

Особое внимание уделяется формированию обучающих программ. В последнем исследовании «Амплуа-брокер» одной из основных проблем рынка обучения названа неспособность большинства компаний-провайдеров адаптировать имеющиеся у них решения под особенности заказчика. Как показывает опыт ОАО «РЖД» КУ, многие из них работают по «продуктовому» принципу: создают интересный продукт и потом объясняют клиенту, зачем он нужен. Корпоративный университет стремится к другой модели взаимодействия с подрядчиком – поставщик услуг сначала вникает в суть стоящих перед компанией задач, а затем вместе с ее внутренними специалистами готовит новый продукт, отвечающий потребностям организации.

При разработке программ для первого цикла обучения эксперты консалтинговой компании и методисты КУ провели встречи с топ-менеджерами ОАО «РЖД». В ходе интервью были собраны рекомендации и пожелания к учебным курсам, данные, отражающие специфику предприятия, записаны конкретные ситуации, которые можно использовать для разбора на занятиях. Затем консультанты разрабатывали программы и готовили полный пакет учебно-методических материалов, а методисты обеспечивали их соответствие специфике организации, а также общей логике и принципам преемственности.

 

Долгосрочные инвестиции

Корпоративный университет – это долгосрочная инвестиция в самый ценный ресурс организации – сотрудников, поэтому его создание, безусловно, оправдано с экономической точки зрения. Так, благодаря тому, что менеджеры компании будут использовать единый стиль руководства, уменьшится число неправильных решений и выработается общий подход к управлению. Кроме того, сократится срок принятия изменений персоналом, поскольку в масштабах всего предприятия КУ выступает инструментом внедрения новшеств, обеспечивая не только информирование, но и понимание и принятие изменений сотрудниками. Например, в 2011 г. стартует проект по внедрению системы KPI в ОАО «РЖД». Чтобы люди поняли принципы работы данной системы и начали реализовать их в своей повседневной практике, КУ будет проводить соответствующую подготовку руководителей.

Уже сейчас можно утверждать, что создание КУ – правильное решение с точки зрения финансовой выгоды. До его открытия стоимость обучения одного топ-менеджера составляла в среднем 13 тыс. рублей за день занятий. Затраты в первый цикл деятельности КУ – 12 тыс. руб. в день, причем эта сумма включает административно-хозяйственные расходы, затраты на создание программ внешними провайдерами и внутреннюю методическую работу.

Со временем экономический эффект будет только увеличиваться, поскольку по мере формирования института внутренних тренеров станет снижаться стоимость одного дня обучения для руководителей, входящих в целевые категории КУ.

 

 

Приложение. Содержание общих программ обучения в корпоративном университете ОАО «РЖД»

  1. Развитие персональной эффективности руководителя.
  • Введение в тему персонального развития.
  • Модель корпоративных компетенций.
  • Планирование персонального развития.
  • Определение приоритетов развития.
  • Постановка целей развития.
  • Выбор развивающих действий.
  • Составление индивидуального плана развития.
  • Предоставление подчиненным развивающей обратной связи.
  • Расстановка приоритетов.
  • Эффективность и производительность.
  • Индивидуальный подход к подчиненным при поручениях с целью повышения эффективности исполнения.
  1. Управление персоналом: лидерство, команда, руководство людьми.
  • Переход от административного стиля управления к созданию в коллективе мотивирующей среды.
  • Использование личностных ресурсов для выполнения функций лидера в коллективе.
  • Способы эффективной постановки задач.
  • Способы предоставления подчиненным обратной связи по результатам их работы.
  • Методы формирования у подчиненных ответственного отношения к выполнению производственных задач.
  • Оптимальное использование методов нематериальной мотивации.
  • Закономерности в развитии производственного коллектива и учет этих закономерностей в руководстве.
  • Способы эффективного разрешения производственных конфликтов между подчиненными.
  • Использование индивидуальных личностных различий подчиненных для формирования эффективной команды.
  • Способы оптимизации межфункционального взаимодействия (департаментов, филиалов, ДЗО).
  • Эффективные способы разрешения конфликтов со смежными подразделениями.
  1. Стратегия развития компании.
  • Способы стратегического планирования в текущей деятельности.
  • Технологии преобразования стратегии в тактические планы и решения.
  • Тактические управленческие решения, учитывающие стратегические приоритеты компании.
  • Инструменты комплексного анализа проблем и принятия управленческих решений.
  • Оценка экономической целесообразности управленческих решений.
  • Комплексный анализ управленческих решений: финансовые, клиентские, технологические, кадровые аспекты.
  1. Управление операционной и финансовой эффективностью.
  • Технологии построения эффективных бизнес-процессов.
  • Управление результатами посредством технологии «управление по целям».
  • Управление результатами посредством показателей эффективности.
  • Механизмы распределения ответственности и полномочий в рамках ключевых бизнес-процессов.
  • Основные экономические показатели эффективности деятельности компании.
  1. Управление изменениями и инновациями.
  • Обеспечение перехода от исполнительности к инициативности и проактивности.
  • Управление изменениями при сохранении традиций.
  • Формирование инновационной среды в компании.
  • Управленческие технологии, позволяющие эффективно внедрять нововведения.
  • Способы вовлечения работников в инновационную деятельность компании.
  • Системный подход к внедрению изменений в организации.
  • Подходы к построению самообучающейся организации.
  • Работа с сопротивлением изменениям при сохранении партнерства с коллегами.
  • Эффективное публичное выступление.
  • Технологии эффективного проведения совещаний.
  • Деловые переговоры (построение долгосрочных партнерских отношений с коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами по бизнесу).
  1. Управление внешней средой (клиенты, партнеры, потенциальные работники, социальная ответственность).
  • Формирование клиентоориентированности у работников.
  • Основные аспекты корпоративной культуры, способствующие эффективной работе с клиентами и внешними партнерами.
  • Методы управления по ценностям.
  • Формирование корпоративной культуры (инструменты и подходы).
  • Выстраивание бренда компании как работодателя.
  • Создание в компании среды, направленной на постоянные улучшения.

Антон Капитонов

Николай Стеблянский, директор Корпоративного университета ОАО «РЖД»